ЗАЩИТА

                     И

     СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

  Defensio et Aequum

 

      

 

Организация оказания правовой помощи на селе

Нормативно-правовая база

Настоящая статья написана в соответствии со следующими основными нормативно-правовыми актами:

Конституцией Российской Федерации;

Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод»

Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

 

Преамбула

 

В современной России в условиях постоянно меняющегося законодательства, экономической нестабильности, роста уровня преступности,  падения грамотности населения непреходящее значение имеет институт адвокатуры как важнейший фактора формирования устойчивой системы правовой защиты граждан.

Всем категориям граждан необходимо поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшим условием которой становится качественная и доступная юридическая помощь.

 На мой взгляд, система оказания адвокатской помощи требует серьезных корректив. Создание системы адресной правовой помощи, ориентированной на определенный круг граждан, отражает общенациональные интересы и ведет к улучшению качества услуг адвоката и делает юридические услуги доступными для более широкого круга потребителей.

Особенно внимательно необходимо отнестись к наиболее уязвимым в условиях рыночной экономики категориям граждан.

Сельские жители – это слой населения, который особенно нуждается в квалифицированной помощи юристов, что обусловлено отдаленностью проживания от мест дислокации адвокатских образований, от регистрирующих органов, от организаций осуществляющих регистрацию и техническую инвентаризацию имущества, а также традиционно высоким процентом малообеспеченного населения на селе.

Время  требует инвестиций в человеческий капитал, требует нивелировать основы оказания юридической помощи на селе в соответствии с особенностями этой категории граждан. 

Активными субъектами в формировании новой системы оказания юрпомощи на селе должны стать адвокаты как носители профессионального мастерства и адвокатских традиций в сфере помощи гражданам, а также  федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления.

Система оказания помощи должна быть ориентирована не только на заказ со стороны конкретных платежеспособных клиентов, но и на постоянно возрастающий спрос среди малообеспеченных слоев населения, на конкретные интересы местных сообществ, сельских предприятий.

Именно ориентация на помощь адресную, ориентированную на потребности конкретного муниципального образования, должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

Главный заказчик нивелирования юридической помощи с учетом возможностей и потребностей граждан на селе – человек. Именно его интересам должна  соответствовать любая инициатива.

Главным и определяющим фактором является потребность гражданина. Однако, осуществление адресной специфической помощи сельскому населению невозможна без поддержки Адвокатской палаты как органа управления адвокатским сообществом и активного участия органов местного самоуправления.

Российская адвокатура создала фундаментальную основу для дальнейшего развития оказания помощи гражданам. Однако требования времени свидетельствуют о том, что гражданам необходимо оказывать услуги,  соответствующее индивидуализации спроса и возможностей его удовлетворения. Причем  ключевой характеристикой адвокатской помощи становится не ориентация на платежеспособность индивидуального клиента, а работа с рядовыми гражданами. При этом адвокату необходимо создать такие условия, при которых он был бы защищен материально.

Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей граждан в юрпомощи с учетом конкретной ситуации на селе. Результаты прогнозирования потребностей сельских граждан в той или иной помощи муниципальные образования на местах должны доводить до органов управления адвокатским сообществом, которое в свою очередь, организует оказание помощи именно в том муниципальном образовании, граждане которого наиболее нуждаются в услугах профессионала.

 

Задачи и принципы нивелирования оказания

юридической помощи на селе

 

          Задачами оказания юридической помощи такому  специфическому клиенту как житель села должны стать:

-развитие правовой грамотности сельского населения;

-обеспечение присутствия адвокатов  в районах, где отсутствуют юристы-профессионалы;

-квалифицированное представительство интереса (ов) клиента при необходимости и на установленных условиях на возмездной или безвозмездной основе;

-осуществление юридической помощи на приемлемых условиях для малоимущих граждан.

          Принципами оказания юридической помощи на селе должны являться::

- принцип гуманизма при рассмотрении вопросов и разбирательств селян;

- принцип обеспечения права каждого на квалифицированную юридическую помощь;

- принцип сотрудничества с органами власти на местах;

- принцип прозрачности;

-принцип законности;

-принцип своевременности в предоставлении юридической помощи;

 

 

Ожидаемые результаты и риски

 

К ожидаемым результатам обозначенных системных изменений относятся следующие:

-рост благосостояния граждан на селе;

-увеличение привлекательности для адвокатских образований работы с сельскими гражданами;

-повышение в  сельской среде юридической грамотности;

 -соответствие мировым тенденциям гуманизации развития современной России как ведущего участника глобальных отношений в мире.

В целом предлагаемая система мероприятий будет способствовать повышению благосостояния сельского населения.

 

В целях обеспечения системного подхода к обеспечению юридической помощью сельских граждан на каждом этапе данного процесса следует компенсировать ряд рисков, которые могут снижать эффективность осуществляемых шагов:

-рост психологической напряженности в отдельных адвокатских образованиях;

-свертывание индивидуальных и групповых форм работы по оказанию юридической помощи в администрациях муниципальных образований;

-привлечение к оказанию юридических услуг специалистов без юридического образования;

     

                                                            Механизм реализации

 

           1. Механизм прогностического анализа и сбора информации

 

В системе оказания правовой помощи на селе должны качественно измениться информационные потоки за счет применения современных технологий создания баз данных, оперативного сбора, обработки и распространения статистической и иной информации.

Запуск механизма прогностического анализа позволит разрешить насущные проблемы,  к которым можно отнести определение спроса на определенные правовые услуги в конкретном селе, деревне, а также поможет сформировать банк данных по правоустанавливающим документам.

Применение указанного механизма создаст условия для качественных преобразований за счет сокращения времени затрачиваемого гражданами на сбор одних и тех же документов, таких как сведения из ЕГРЮЛ, постановления о приватизации земель колхозов и других, а также за счет работы адвоката с клиентами, объединенными в группы по принципу аналогичных юридических проблем у определенной группы селян.

Итогом должно стать формирование единой базы данных мобильно работающей как в направлении сбора документов так и в направлении сбора от граждан и администраций муниципальных образований запросов на оказание помощи. Работу по сбору запросов целесообразно организовать с использованием сети Интернет на единый электронный адрес, а также посредством принятия и фиксирования телефонных сообщений. В дальнейшем информация должна быть обработана и направлена конкретным адвокатам по их желанию для обслуживания клиентов и оказания адвокатской помощи.

 

                        2. Организация работы адвоката на местах

 

 В целях оказания правовой помощи сельским гражданам, не имеющим по состоянию здоровья и иным личным обстоятельствам явиться в адвокатское образование для получения помощи, предпочтительно организовать регулярные выезды адвоката на места. В настоящее время острую потребность в консультации на местах ощущают и выразили желание организовать информирование населения и место приема граждан в Иркутском районе Администрация Смоленского муниципального образования, Администрация Марковского муниципального образования, Администрация Максимовского муниципального образования и другие. Выездные консультации должны быть организованы совместно адвокатскими образованиями и муниципальными органами власти.

                             3. Особенности исполнения поручений клиентов

 

        Специфика работы с сельским населением обуславливает необходимость оказания правовой помощи в полном объеме, целесообразность ведения гражданских дел до решения проблемы, не ограничиваясь консультациями или написанием искового заявления либо иного разового документа. Однако, большинство граждан не имеет финансовой возможности оплатить работу адвоката по делу в целом. А механизм реализации правовой помощи неимущим гражданам в настоящее время настолько сложен в применении, что многие не в состоянии воспользоваться положенной им по закону помощью. Таким образом, остро встает проблема оплаты юридических услуг малоимущими. Считаю необходимым предусмотреть систему поощрения адвокатов, оказывающих помощь по делам сельским гражданам. Такие поощрения могут быть предусмотрены адвокатам, заключившим договоры на оказание правовой помощи с муниципальными образованиями на селе, в виде ежемесячных премий за счет средств Адвокатской палаты области, присуждаемых решением Совета палаты при предоставлении адвокатом заявления, договора об оказании правовой помощи, списка граждан получивших правовую помощь, с подтверждением ее оказания.

 

 


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно